Сегодня важно правильно понимать – что есть Стандарт. Министерство образования и науки РФ обращает внимание педагогической общественности на то, что современный стандарт – это, с одной стороны, гарантированное предоставление ученику, семье качественных образовательных услуг, а с другой – гарантий работнику сферы образования.
Значительной составляющей образовательного процесса современной школы, в рамках нового Стандарта, является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность». Главная миссия внеурочной деятельности отнюдь не компенсация недостатков работы основного общего образования с отстающими или одарёнными детьми, а тесное содружество и взаимодействие общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования в целях осуществления взаимных интересов и достижения единого, конкретного, образовательного результата.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Опыт внеклассной работы в общеобразовательном учреждении достаточно велик. Педагогов всегда заботило то, какие наиболее эффективные формы воспитательной работы и дополнительного образования использовать, чтоб сделать жизнь школьников более интересной насыщенной и комфортной? Как разнообразить досуг, удовлетворить их потребности в освоении внешкольного образования?
Сегодня вновь говорят о том, что формирование идет не столько под воздействием изучаемых параграфов, теорем и формул, сколько под воздействием среды учреждения и личности самого учителя. И если концептуальная позиция нового Стандарта понятна всем, то вопросы эффективной организации и содержания внеурочной деятельности в современных условиях, все еще носят дискуссионный характер.
- Изучив имеющиеся возможности мы провели ряд мероприятий по следующим направлениям: организационному; нормативному; финансово-экономическому; информационному; научно-методическому; кадровому; материально-техническому. В итоге были разработаны положения
- о внеурочной деятельности на начальной ступени образования
- о рабочей программе педагогов, организующих внеурочную деятельность учащихся
- введена должностная инструкция учителя, организующего внеурочную деятельность учащихся
- заключен договор с МУДОД Дом детского творчества
- изучены интересы и потребности учащихся и их родителей
- определен кадровый состав, организующий и внедряющий внеурочную деятельность
- разработаны и введены в действие программы внеурочной деятельности :
- «Живое слово»
- «Подвижные игры»
- «Умелые руки»
- «Проектная деятельность»
- формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах поведения;
- формирование реалистической позитивной осознанной самооценки;
- формирование у обучающегося реального представления о том, как его оценивают и воспринимают одноклассники, родители, учителя;
- развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;
- формирование представления о трудовой деятельности, уважения к труду и его результатам;
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Ожидаемые результаты мы связываем с обретением системой внеурочной деятельности такого важного качества, как эффективность. Известно, что мерилом эффективности фактически любой деятельности отдельного человека или сообщества людей являются два основных критерия:
- продуктивность деятельности;
- удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Программа «Умелые руки»
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителя за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
знакомиться с разнообразными играми, которые к сожалению стали уходить из нашей
жизни. И с каким интересом дети учатся и обучают других. Данные занятия очень важны еще и потому, что не для кого ни секрет , что координация движений многих детей к этому возрасту еще не
сформирована, и данный вид деятельности способствуют устранению этой проблемы.
В детстве, наверное, у каждого из нас была любимая игрушка - калейдоскоп.
Помните: в волшебное окошко можно было увидеть множество неповторимых узоров из стекла.
И теперь жизнь наших первоклассников как калейдоскоп: каждый новый день не похож на предыдущий.
Жизнь разноцветна и неповторима как калейдоскоп –
а помогать крутить этот калейдоскоп в нужном направлении – нам!